Президент «МКТА» Линдер Иосиф Борисович
Международная Контртеррористическая Тренинговая Ассоциация
 
Главная Поиск Контакты Facebook
Персональный сайт Иосифа Борисовича Линдера

Международный Союз Боевых Искусств

Блог И.Б. Линдера на Яндексе

Клуб иайдзюцу/иайдо SHINKEN KOKORO
 
RUS


Главная → Книги, статьи → Статьи → 

Вопросы опережающей подготовки сотрудников специальных служб и подразделений по борьбе с терроризмом и особо опасными преступлениями

В мире права
Ежеквартальный журнал

И.Б. Линдер д.ю.н., профессор, Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации (МКТА), член-корреспондент АЭНПД России

Вопросы всесторонней комплексной подготовки сотрудников специальных контртеррористических подразделений зависят от целого комплекса факторов. Наиболее важной является общегосударственная доктрина с четким определением основных стратегических направлений и наиболее важным и конкретным закреплением шагов по реализации этих направлений на данном этапе развития государства. Большое значение имеет и законодательная база, позволяющая осуществлять соответствующую специальную деятельность и определяющая полномочия и ответственность участников. Улучшение организационно-кадровой структуры соответствующих ведомственных и межведомственных образований, призванных противодействовать социально-опасным явлениям. Важное условие качественной подготовки сотрудников - финансовая обеспеченность процесса деятельности, включая порядок финансирования и возможные резервы, а также социальная и политическая адекватность принятых политических решений.

Непреложный парадокс общепедагогического процесса гласит: "Вчерашними знаниями сегодня учить людей работать завтра". А известная профессиональная поговорка придает соответствующий принципиальный оттенок: "Денег, информации и патронов никогда не бывает много".

Исходя из данных постулатов, мы в своей работе постоянно анализируем подготовительную работу многих организаций, осуществляющих свою деятельность в противодействии терроризму и особо опасным преступлениям. Основные шаблонные характеристики деятельности практического большинства организаций можно охарактеризовать следующими положениями:

  • Наличие общепринятого для данной страны военного или полицейского базового образования и карьеры у большинства представителей специальных подразделений.
  • Отставание обеспечивающей методической базы от конъюнктуры реального времени в среднем от 3-5 до 7-10 лет и более в зависимости от образовательной системы государства.
  • Большой уровень разобщенных "надстроечных" образовательных программ, в основном сиюминутного характера, которые ступенчато дополняют или медленно совершенствуют общегуманитарную образовательную базу.
  • Приоритет линейного подхода (принцип - так принято) к вопросам формирования методического обеспечения в подготовке офицерского корпуса специальных подразделений.
  • Недостаточность системы внутриведомственных и особенно межведомственных обменов и взаимоприемлемой системы передачи опыта от поколения к поколению в рамках утвержденной государственной доктрины.
  • Структурная и психологическая разобщенность информационно-аналитических и оперативно-боевых структур даже в рамках одного ведомства: отсутствие принципа: "кто добыл информацию, тот участвует и в ее реализации".
  • Неповоротливость административно-управленческого аппарата, в самих ведомствах, так и в иных общегосударственных учреждениях, что заметно замедляет процесс и внедрения новационных элементов.
  • Длительность существования устаревших доктрин ранее проведенных успешных операций и тиражирование их в качестве клише как в профессионально-идеологическом, так и в методологическом аспектах.
  • Однонаправленная психологическая мотивация основного состава оперативно-боевых подразделений на элитирование самим фактом нахождения в данных подразделениях и длительное тиражирование этих психологических штампов, подчас плохо подкрепленных реальными действиями со стороны подавляющего числа сотрудников.
  • Не всегда адекватный анализ неудачных операций и отсутствие переработки материала из "банка отрицательного опыта" (далеко не все неудачные операции имели полностью провальную схему).
  • Методическое и квалиметрическое (оценочное) однообразие в базовой подготовке, не позволяющее научно и практически обоснованно составить профессионаграмму сотрудника и группы в целом. Зачастую полное отрицание возможности не только применения, но и самого факта существования альтернативных методик. (В рамках МКТА действует специальная квалиметрическая система, имеющая уже 6-ю версию и защищенная как авторская программа с выборкой более 200 специальных курсов).
  • Скудность ситуационно-практического и аналитически-штабного опыта разработки нестандартных вариантов организации специальных операций с регулярными "мозговыми атаками", позволяющими расширить вариабельный ряд базовых методических приемов.

Перечислять подобные особенности можно достаточно долго. Этот ряд характерных элементов ведомственной и общечеловеческой косности характерен для большинства организаций во многих странах мира с учетом местных геополитических и этнопсихологических особенностей. Вопросы подготовки сотрудников напрямую связаны с вопросами профессиональной идеологии и построения социальных моделей сотрудников соответствующего профиля. Необходимо учитывать все выделенные общегосударственной доктриной факторы, а также среднюю скорость изменения конъюнктуры ТР активности в регионе и государстве на данном отрезке времени. Общеизвестно, что любое, даже самое консервативное государство, каждые 3 - 5 лет претерпевает более или менее мягкие или жесткие изменения в своей инфраструктуре, что не может не сказаться на общей ситуации в обществе. Более динамичные государства, особенно в периоды распада, объединения, реформирования, меняют свои характеристики намного быстрее, что также не может не сказаться на исследуемой нами стороне жизни общества.

Таким образом, мы получаем ситуацию, когда потенциальные противники могут использовать изменения в социальной структуре общества более эффективно, чем та часть общества, которая призвана это общество защищать. В итоге анализа получается картина противостояния "свободного художника" и "ремесленника", зажатого в тисках цеховых законов, зачастую строго регламентирующих все вопросы деятельности и не допускающих отхождения от уставных норм.

По нашему мнению, такой подход является малоэффективным и тупиковым по своей сути, не позволяющим оперативно реагировать на ситуацию и использовать сильные стороны государственного аппарата в защите общества от опасных преступных проявлений. Любая концептуальная база, которая разрабатывается в недрах государственных организаций должна учитывать специфику приложения имеющихся сил и средств в сегодняшних условиях и определять прогностические аспекты хотя бы на ближайшее время. Мы выделяем в нашей системологии два основных периода:

  • период краткосрочного прогнозирования на срок до 2 - 3 лет;
  • период долгосрочного прогнозирования на срок до 5 - 7 лет.

Такой подход позволяет более полно определить тактические потребности в работе и вариабельный ряд оперативно-тактических приемов и методов, которые будут наиболее приоритетны на ближайший период времени и определить стратегические направления, исходя из сегодняшних тенденций в развиваемых процессах и поступательности развития самого общества. Такая модель подлежит постоянному плавному обновлению и обогащению каждые 1,5-2 года, что делает работу соответствующих структур более эффективной.

Анализ действий подразделении ведущих стран мира подтверждает, что оригинальные и эффективные решения и модели подготовки сотрудников в большинстве своем связаны с периодами активного развития государства: наличия сильной политической воли в руководящих структурах страны и служб или наличия значительной и социально ощутимой опасности. С постепенным переходом к более размеренному ритму нарастает эффект инертности, и работа проводится по устоявшемуся на тот период времени шаблону с более или менее значимыми изменениями. Все это, в конечном счете, приводит к постепенному снижению "чувствительности" служб к постепенно нарастающим изменениям. Когда же сумма этих изменений достигает критической величины и происходит очередная ломка устоявшегося стереотипа, необходимо прилагать несоизмеримо большие усилия для немедленного исправления ситуации. И так продолжается бесконечно долго, применяемые нами методические и организационные приемы рассчитаны на значительное повышение пороговых нормативов для общегуманитарного уровня подготовки сотрудников специальных подразделений, что позволяет создать необходимый интеллектуальный и профессиональный фон, неотягощенный излишними рамками общеуставного мышления.

В процессе постоянной или периодической подготовки мы применяем методику "мгновенного погружения", ставя сотрудника в условия необходимости практически мгновенного решения на целый комплекс предлагаемых ему проблем аналитического, оперативного, организационного, боевого характера. Такая методика позволяет провести встречное тестирование сотрудника по достаточно большому количеству критериев не в условиях отрыва от реальности действия, как в известных тестах типа "ММПи-Ай", а непосредственно в смоделированной или взятой из реальности ситуации. (В рамках наших программ сегодня используется до 80 специальных дисциплин, а программа позволяет совершенствовать ряд до бесконечности). Постепенно сотрудники начинают действовать самостоятельно в рамках определенной для них компетенции и более ясно представляют свои истинные возможности при реализации тех или иных заданий. Усложнение вводных при ситуационно-практических занятиях позволяет включить в арсенал все большее число смежных дисциплин и углубить те разделы, которые считались классическими.

Большое внимание уделяется анализу социальных процессов в обществе и тенденциям в межгосударственном сообществе. Такой подход позволяет разрабатывать новые программы и методические приемы, связанные с возможностью реализации вариантов отработанных, как наиболее вероятностных в рамках тех ситуационных комплексов, которые были включены в потенциальный, вариабельный ряд.

Таким образом, по нашему мнению, только всесторонняя, опережающая и многогранная подготовка сотрудников была и будет одним из важнейших компонентов активного противодействия терроризму и особо опасным преступлениям, наряду с другими компонентами общегосударственной комплексной системы.

  © 2001 — 2024 НП «МКТА»
Правовая информация
Контакты
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100