Президент «МКТА» Линдер Иосиф Борисович
Международная Контртеррористическая Тренинговая Ассоциация
 
Главная Поиск Контакты Facebook
Персональный сайт Иосифа Борисовича Линдера

Международный Союз Боевых Искусств

Блог И.Б. Линдера на Яндексе

Клуб иайдзюцу/иайдо SHINKEN KOKORO
 
RUS


Главная → Книги, статьи → Статьи → 

Спецфотография

Братишка
Ежемесячный журнал

Я сижу в кабинете, стены которого увешаны дипломами, сертификатами, наградами и другими "реликвиями" Иосифа Борисовича Линдера, президента Международной контртеррористической тренинговой ассоциации, члена корреспондента Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России, доктора юриспруденции, декана факультета безопасности Академии международного делового сотрудничества, автора девяти книг о разведке, контрразведке и многое, многое другое... Разговор наш идёт о фотографии и её специфике, характерной для спецслужб.

Фото 1. Примеры детективной фототехники начала XX в.
монокуляр известной фирмы Zeiss Ikon
монокуляр известной фирмы Zeiss Ikon; Физиограф французского инженера Леона Бпоша
Детективный "бинокль". Физиограф французского инженера Леона Бпоша. Такие приборы использовались в курортных местах, на смотровых площадках, регатах, ипподромах и т.п. Бинокли представляли собой неотъемлемую часть аксессуаров достаточно состоятельной публики.

Иосиф Борисович, хотелось бы сразу уточнить, что же такое спецслужбы? Для обычного человека все эти спец - спецотделы, спецслужбы, спецназы и пр. - это то, куда не надо соваться. Часто информация этим и кончается. Что же понимается под спецслужбами?

Любое государство старается защитить себя как открытыми, так и скрытыми от постороннего взгляда средствами. Структуры, которые помогают государству заблаговременно получать, анализировать и реализовывать особо важную информацию, называются специальными. К вопросам, связанным с их компетенцией, относятся разведка, контрразведка, терроризм, военные, экономические и иные угрозы. Количество угроз возрастает по мере развития цивилизации. Например, о количестве войск век или два назад можно было судить по расходам на продукты и фураж. За последнее столетие техническое развитие человечества продвинулось так, что для безопасности государства нужна гораздо более специализированная и подробная информация. Начиная с последней трети XIX века, немаловажная роль в работе с информацией отводится фотографии.

Какие же функции возложены на фотографию в работе спецслужб?

Фотография с самого начала была для различных спецслужб средством документирования. При этом принципиально развитие фотографии наблюдалось до третьей четверти XX века, а потом её совершенствование было связано лишь с технологическими достижениями. К основным заботам фотографов спецслужб относятся следующие.

  • Документальная фиксация людей с целью их идентификации. Фотографировались свои сотрудники, враги, преступники и т.д.
  • Фиксация деятельности, событий для регистрации фактов и обстоятельств, например, передача чего-либо одним человеком другому.
  • Фиксация документов, состоящая в репродуцировании, пересъёмке текстовых документов, карт, чертежей и прочего.
  • Съёмка мест, которая необходима для привязки и рекогносцировки. Такие съёмки применялись и применяются при подготовке операций или анализе преступлений. Например, фотографируется место, где должны встретиться сотрудники в условиях дефицита времени в другой стране или городе, в которых они раньше не бывали.
  • Различные формы документирования предметов, в частности при анализе обстоятельств подготовки к преступлению или событий после преступления и т.п.

Фото 2. Фотоаппараты в виде часов 1900-1910 гг.
"Часы" западного производства, интересные тем, что помимо съёмки на плёнку в виде диска имели призменный видоискатель, позволявший наводить камеру на объект, имитируя стандартную манипуляцию с карманными часами. На снимке виден размещённый на корпусе "часов" ключ завода пружины для серийной съёмки
"Часы" западного производства, интересные тем, что помимо съёмки на плёнку в виде диска имели призменный видоискатель, позволявший наводить камеру на объект, имитируя стандартную манипуляцию с карманными часами. На снимке виден размещённый на корпусе "часов" ключ завода пружины для серийной съёмки Российский образец подобных "часов", не уступавший по техническим характеристикам своим западным "собратьям". Расположение призменного видоискателя в плоскости корпуса даёт большие возможности фотографу проводить скрытую съёмку не только с руки перед собой, но и с уровня пояса из часового кармашка, непрерывно наблюдая за объектом.
Российский образец подобных "часов", не уступавший по техническим характеристикам своим западным "собратьям". Расположение призменного видоискателя в плоскости корпуса даёт большие возможности фотографу проводить скрытую съёмку не только с руки перед собой, но и с уровня пояса из часового кармашка, непрерывно наблюдая за объектом.

Правильно, что если основная задача фотографии в спецслужбах - документирование, то должны существовать жёсткие нормы и правила на ту или иную специальную съёмку?

Да, конечно. Если фотохудожник тем интереснее, чем он своеобразнее в выборе сюжетов, ракурсов, освещения и т.д., то чиновник с фотоаппаратом работает по строгим стандартам. Так, в частности, бытующие в портретной съёмке термины - фас, три четверти, профиль - берут своё начало в стандартной съёмке спецслужб, поскольку только при соблюдении строгой повторяемости углов съёмки человека можно рассчитывать на его наиболее точную идентификацию. При этом профильная съёмка диктовалась необходимостью анализа, например, формы ушей, которые столь же уникальны для каждого человека, как и отпечатки пальцев, и идентификация по ушным раковинам была одним из ведущих методов до момента развития дактилоскопии.

Какие требования предъявляют спецслужбы к фототехнике?

Требования к фототехнике, прежде всего, проистекают из функций, для которых эта техника предназначена. Одно из главных условий применения фотоаппаратуры в работе спецслужб - скрытность, а метод съёмки - репортажный без вмешательства в ход фиксируемых событий. Скрытность, в свою очередь, требует применения малогабаритных и удобных материалов и миниатюрной фотоаппаратуры. Так, именно для спецслужб начали в своё время использовать фотоплёнку, которая пришла на смену стеклянным фотопластинкам. Это сразу обеспечило прочность материала, компактность, лёгкость и возможность снимать на один кусок материала несколько кадров.

Аналогично под давлением требования скрытности фотоаппараты разрабатывались малогабаритными, технически оснащёнными и часто камуфлированными под различные бытовые предметы. Со временем появились две разновидности фотоаппаратов. Одни были узкоспециализированными и камуфлировались под предметы, использовавшиеся в определённой социальной среде (бинокли, монокли, часы и пр., см. фото 1-5).

Другой класс аппаратуры спецслужб имел характер универсальных миниатюрных фотокамер, позволявших проводить съёмку в самых разных условиях и с разными целями. И если фотоаппаратами первого класса могли пользоваться сотрудники менее подготовленные, лишь ознакомленные с типичным применением конкретного бытового предмета и социальными шаблонами соответствующих слоев населения, то фотоаппараты второго класса доверялись только более подготовленным сотрудникам с высокой технической культурой.

Фотоаппарат 20-х гг. прошлого века в виде чемоданчика-несессера
Фото 3. Фотоаппарат 20-х гг. прошлого века в виде чемоданчика-несессера. Обратите внимание на отверстие для объектива с правой стороны крепления ручки. Скрытая съёмка производилась во время манипуляций с такой "косметичкой". Фотокамера в виде наручных часов немецкого производства фирмы Steineck. Эта камера интересна тем, что входящая в комплект оптическая насадка позволяла менять фокусное расстояние объектива.
Фото 4. Фотокамера в виде наручных часов немецкого производства фирмы Steineck. Эта камера интересна тем, что входящая в комплект оптическая насадка позволяла менять фокусное расстояние объектива. Эта модель относится к 30-м гг. XX в., когда наручные часы получили массовое распространение.

Исторически сложилось так, что в каталогах музеев и магазинах соответствующей фототехники используется деление фотоаппаратов для спецслужб на "шпионские"и "детективные". В чём их отличие? Правильно ли понимать, что требуемая степень скрытности определяла такое деление?

Надо полагать, что когда-то такое деление было актуально в зависимости от того, на чьей территории фотографировал сотрудник. В современных условиях такое деление по существу потеряло смысл. Теперь вся соответствующая фототехника называется "специальной".

Известно, что нужды военной и специальной техники часто служат двигателем технического прогресса. Не могли бы Вы привести пример из области фотографической техники, когда новинка, изначально разработанная для спецнужд, становилась привычным инструментом фотографической общественности?

Таких примеров немало. Вот один из них. Ещё в 1951 году фирмой Ricoh был разработан автофокусный объектив к обычным зеркальным камерам. Такой объектив (фото 6) был любезно предоставлен нам Николасом Ковачем - хозяином фирмы по торговле фототоварами и держателем музея этой фирмы в Швейцарии. Этот объектив снабжён автономным дальномером, который по результатам измерения дальности до фотографируемого объекта с помощью электропривода выдвигает оптический блок на нужное расстояние, наводя тем самым на резкость автоматически. Первые несколько лет такие объективы использовались только спецслужбами. Затем по мере развития подобной техники и под давлением требований рынка автофокусные объективы с 1956-1958 годов поступили в широкую продажу.

В России магазинов, где можно было бы увидеть и приобрести специальную фототехнику, тем более фотографические раритеты спецтехники, нет. А что, за рубежом с этим проще?

Да, там немало специализированных комиссионных магазинов, где представлено огромное многообразие фототехники, в том числе и антикварной.

Кто же их покупатели?

В основном коллекционеры и специалисты. Как правило, к старой технике невозможно достать расходных материалов. Вероятно, образцы, пригодные для использования, приобретаются государственными и частными детективами. Приобретаются старые фотоаппараты и для музеев, в том числе и частных. Ведь частные музеи - хорошее вложение денег. Раритеты фототехники только повышают свою стоимость со временем. По цене некоторые из экземпляров старой спецтехники могут соперничать с автомобилями.

Фотоаппарат-брелок 30-40-х гг. XX в.
Фото 5. Фотоаппарат-брелок 30-40-х гг. XX в. Интересен тем, что, имея четыре объектива и четыре спусковые кнопки, позволял вести съёмку на каждом отрезке плёнки, получать до четырёх негативов одного объекта, в том числе и со сдвигом во времени. Один из первых автофокусных объективов фирмы Ricoh для зеркальных фотоаппаратов.
Фото 6. Один из первых автофокусных объективов фирмы Ricoh для зеркальных фотоаппаратов.

Приведите, пожалуйста, примеры фотодеятельности в задачах спецслужб.

Ну прежде всего в текущей работе, например, нашей ассоциации фотография входит в учебные программы, поскольку ассоциация тренинговая. В ходе обучения в реальных ситуационных задачах отрабатываются приёмы применения фотографии.

А вот примеры из реальной практики наших экспертов - ветеранов различных спецслужб.

За рубежом предстояло сфотографировать человека, которого в лицо знал только один из сотрудников. Где этот человек (объект) появится, знали, но не знали когда. Для съёмки объекта группа, в составе которой находился упомянутый сотрудник, должна была дежурить в автомобиле недалеко от здания, где ожидалось появление объекта. Для съёмки были подготовлены два фотоаппарата: один для дневной съёмки, другой для съёмки в условиях ночного освещения. Съёмку ночью несколько облегчало то, что рядом находилась хорошо освещённая площадь. Засели в машину вечером, объект же появился лишь к обеду следующего дня. Так была сделана ответственная съёмка, которая очень помогла проведению дальнейших оперативных действий. Наш эксперт - тогда сотрудник соответствующей службы - провёл при этой операции без малого сутки (!), не выходя из машины.

Другой пример. В Москве очень опытный и осторожный агент, за которым было необходимо вести наблюдение, всё время уходил от пытавшихся наблюдать за ним сотрудников. Была поставлена задача - с помощью фотосъёмки установить личность агента, чтобы задержать. Один из наших экспертов решил эту задачу так. В одном пустынном московском дворе, где незаметно приблизиться к агенту наблюдавшие не могли, он, притворившись пьяным, вошёл в контакт с ним и сфотографировал с близкого расстояния с помощью обычной микрокамеры, подобной известной 16-мм камере Киев-30. Так, находчивость "пьяного" фотографа помогла успешно решить поставленную оперативную задачу.

Как Вы представляете себе применение фотографии и фототехники в задачах спецслужб в будущем, особенно в свете перспектив цифровой техники?

Конечно, бурно развивающиеся средства цифровой фото - и видеотехники несравненно более удобны для задач, решаемых спецслужбами. Они позволяют достичь большей оперативности, как при съёмке, так и при получении результата съёмки. Отбор кадра можно производить прямо на месте в ходе съёмки. Но в тех случаях, где важнейшей задачей оказывается идентификация объекта в сложных для съёмки условиях, заменить традиционную фотографию на цифровые методы фиксации изображений удаётся далеко не всегда. Разрешающая способность галогено-серебряных материалов пока вне конкуренции.

В перспективе от традиционной фотографии ожидается повышение разрешающей способности оптических систем и фотоматериалов. С точки зрения миниатюризации съёмочной техники проблем нет уже давно. Например, ещё во второй половине 80-х годов использовались фотоаппараты с объективами, передняя часть которых монтировалась в автомобильной антенне, и оптические системы сканирования текста, размещавшиеся в авторучке. Кроме того, можно ожидать более широкого применения материалов, работающих вне видимых участков спектра (инфракрасных, ультрафиолетовых), равно как и приборов ночного видения. С помощью таких технических средств удобно фиксировать невидимые глазом в обычных условиях объекты, например, спрятанные под одеждой оружие или радиоустройства. В любом случае можно рассчитывать на улучшение характеристик оптических систем специальной фототехники как традиционной фотографической, так и цифровой. Техника, однако, развивается столь быстро, что не все усовершенствования специальной фототехники поддаются прогнозу.

Анатолий Жовинский

  © 2001 — 2024 НП «МКТА»
Правовая информация
Контакты
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100