Die Internationale Konterterroristische Trainings-Assoziation Президент «МКТА» Линдер Иосиф Борисович
Международная Контртеррористическая Тренинговая Ассоциация
International Counter Terror Training Association
 
Главная Поиск Контакты Facebook
Персональный сайт Иосифа Борисовича Линдера

Международный Союз Боевых Искусств

Блог И.Б. Линдера на Яндексе

Euracom Group - бронированные автомобили

Клуб иайдзюцу/иайдо SHINKEN KOKORO
 
RUS ENG DEU


Главная → Книги, статьи → Статьи → 

Иосиф Линдер: «Нужно отдавать себе отчет, куда вы едете и зачем».

Журнал NATIONAL GEOGRAPHIC
Июль 2007

Интервью: Сергей Тилипман, Кирилл Самурский

Наш собеседник - личность разносторонняя. По сфере научных интересов он специалист по истории разведки, по роду деятель­ности — специалист по безопасности, по должности — прези­дент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации. Кроме того, он поэт, у которого недавно вышел стихотворный сборник, и обладатель десятого дана по джиу-джитсу. Мы обратились к Иосифу Линдеру с просьбой расска­зать о том, как не попасть в неприятное положение в загранич­ной поездке — ведь в последнее время наши соотечественники стали значительно больше ездить по миру и, как следствие, чаще сталкиваться с разного рода проблемами. Поездку может испортить что угодно — начиная от мелких неприятностей вроде непривычной пищи и недобросовестности туристической компании и заканчивая ситуациями, серьезно угрожающими безопасности туристов, вплоть до похищений и террористиче­ских актов. Главный совет здесь — «предупрежден значит воору­жен». А вот частностей гораздо больше.

Если мы знаем, что направляемся в неблагоприятный район, с чего следует начинать подготовку такой поездки?
Прежде всего надо проанализировать, какие опасности могут подстерегать вас в том регионе, куда вы направляетесь. Если передвижение планируется в пределах своего же континента, то мы имеем дело с достаточно схожей географией, экологией, био­сферой. То есть жителя европейской части России, уезжающего в Европу, вопросы экологии, питания вряд ли должны сильно волновать. Однако о климатической, пищевой и водной совмес­тимости придется серьезно задуматься, если речь идет о поездке во Вьетнам, Мьянму, Индию, Камбоджу или, скажем, южные провинции Китая. Вода и пища там совершенно другие; человек, попавший в Непал, вместо того чтобы внимать его духовной и эстетической красоте, рискует оказаться на больничной койке. Также важно оценить риск, связанный с насекомыми, заболева­ниями, да и вообще со всем, с чем соприкасается человек, находясь в так называемой чужеродной экологической среде.

А затем следует приступить к изучению экономической и политической ситуации в стране?
Да. Нужно иметь представление о ее политическом строе: насколько устойчива система государственного образования, какие общебытовые или общие криминальные уровни шкал существуют для данного региона - то есть насколько там быто­вая преступность выше или ниже среднестатистического значе­ния по сравнению со страной проживания туриста - и особенно­сти социальной и криминальной обстановки в данной местнос­ти. Возвращаясь к недавней истории об убитых туристках в Таи­ланде. Внешне это очень приятная страна, но мало кто знает, что, например, уровень уличной преступности там в двенадцать раз выше, чем в Европе: для небогатых тайцев украсть копеечную, по меркам европейца, вещь - это возможность в полтора-два раза увеличить месячный доход.

Устойчивость политического режима также имеет значение?
Конечно. Можно приехать в страну — и попасть в зеленую, фио­летовую или еще какую-нибудь серо-буро-малиновую револю­цию, когда оппозиция решает свои вопросы, невзирая на турис­тический сезон. Не рекомендуется ездить в страны накануне крупных выборов и заранее объявленных крупномасштабных забастовок. Большинство наших туристов не утруждает себя изучением географии и политэкономии, потому что они едут любоваться красотами и купаться в море. Решающим фактором становится доступная цена и уверения туристической компании, что «все включено». Но что будет включено помимо собственно сервиса, — ни турфирма, ни сам турист, естественно, не знают.

Вот мы и подошли к террористической угрозе...
Правильнее это назвать фактором экстремистского участия: есть страны, где терроризм не очень развит, но действуют враждую­щие экстремистские группировки — этнические, религиозные, территориальные. Такие вещи желательно выяснять заранее. Тот же захват в заложники — вполне реальная ситуация: иностранцы являются достаточно ценным «товаром». При возникновении каких-либо эксцессов с иностранцами правительство принимаю­щей страны всегда несет ответственность перед посольством иностранного государства, особенно если речь идет о захвате не­скольких человек. Ведь международный скандал — это отличная возможность для экстремистских групп заявить о себе.
Есть регионы, где террористические, политические и крими­нальные войны практически не прекращаются. В прессе регуляр­но публикуют материалы о том, какие регионы не рекомендуется посещать. Никто, например, сейчас не поедет на побережье Ирака. А ведь еще совсем недавно, до войн, туда приезжали туристы, была соответствующая инфраструктура. Сейчас даже в Кувейте люди стараются держаться подальше от границы, чтобы случайно не оказаться жертвой безадресного теракта.

Что же такое терроризм?
Современный терроризм — это не просто система политической борьбы, это сетевой бизнес, когда существует так называемая транснациональная террористическая система — или, учитывая глобальный масштаб явления, пандемия. Поэтому отличить политические террористические группы от людей, которые под эгидой или под лозунгами террористической борьбы занимаются обычным криминальным бизнесом, сегодня очень сложно.

В последнее время наши соотечественники стали путешест­вовать и самостоятельно - в том числе и на яхтах.
О, для них эти вопросы особенно важны. Морской терроризм — это отдельная тема. Вопросы выхода в акваторию открытого океана, швартовки или нахождения на траверзе всегда связаны с так называемыми пограничными ситуациями. Международные конвенции запрещают держать оружие на гражданских судах, ну а что могут сделать безоружные владельцы яхт и их гости против пиратов? Строители яхт рекомендуют устанавливать на борту мощные водометы и электронные пушки, но они не помеха для опытных преступников. А ведь дорогостоящие яхты -товар ходовой, да и их хозяева, как правило, не последние люди. Их захват наверняка получит освещение в прессе и принесет политические и финансовые дивиденды.

Ну хорошо. Вопросы экологии и политэкономии проработа­ны, что дальше?
Следующий момент — изучение визового режима и правил пребывания в стране. Нужно четко знать, как функционируют местные системы правоохранительных органов, пограничного контроля и таможни. И не забывать о тенденции ряда стран каждые два-три года менять правила въезда, пограничного контроля и таможенное законодательство...

Каково ключевое правило путешественника?
Нужно отдавать себе отчет, куда вы едете и зачем. По статистике семьдесят пять процентов россиян в целом остаются довольны отдыхом. Но двадцать пять процентов поездкой бывают разоча­рованы. Каждый четвертый турист! А в ряде регионов — и каж­дый второй. Для сравнения: у немцев (а это больше других путе­шествующие по миру европейцы) неудовлетворенными или разо­чарованными возвращаются из поездок не более пяти процентов.

То есть «порядок превыше всего»?
Да, конечно, стоит взять на вооружение немецкую пунктуаль­ность и расчетливость. Немцы славятся тем, что в печенки въе­даются своему туроператору, пока он не расскажет обо всех под­водных камнях планируемой поездки. При любом нарушении контракта немец тут же позвонит в консульство, и немецкий консул через пять минут будет готов вступиться за своего сооте­чественника. Наши же туристы не любят ни наводить справки о турфирмах, ни звонить в консульство, ни даже читать договоры. Но нужно понимать, куда ты едешь — искать информацию в Ин­тернете, перепроверять в солидных изданиях, даже консультиро­ваться со специалистами по безопасности. Главное - не оказаться застигнутыми врасплох собственным невежеством.

  © 2001 — 2017 «МКТА»
Правовая информация
Контакты
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100