Журнал
Дорогу осилит идущий!
В первой статье этой рубрики я обещал рассказать о том, где, как и чему учиться в области безопасности. И раз вы держи те журнал в руках, заглянув в рубрику "Ваша безопасность", значит интерес к информации по этому предмету не пропал.
Тема образования была и остается актуальной. Ее исследованием, формированием и внедрением занимается не одно поколение. А сколько написано научных трудов?
Мне предстоит решить достаточно сложную задачу. В сжатой форме сказать о том, что могло бы послужить материалом не одной диссертации. Это как раз и есть яркий пример такого понятия, как "лаконичность мышления", т.е. при минимуме слов - максимум информации, да еще при недостатке времени и пространства. Начнем? Тогда все по порядку.
Есть общепринятая программа пополнений знаний - в академических заведениях, академическим путем, постепенно, медленно. Пять лет надо учиться в одном вузе, потом три, четыре в другом, затем пять лет в третьем. И получается, что человек, оторванный от жизни, обучается в трех вузах 12-15 лет. Завершив обучение (как он считает), получив ученые звания, выясняется, что жизнь убежала далеко вперед, и он хорошо подготовлен академически, но совершенно не приспособлен практически. А что у нас в действительности? Поступая на работу вам говорят: "Забудьте дедукцию, давайте продукцию". И им не нужны "свадебные генералы".
Раньше была очень хорошая система образования детей в процессе путешествий, когда родители возили своих детей в XVIII - Х1Х-м веках за рубеж и, путешествуя по различным странам, обучали их. Такая форма давала прекрасные результаты, была очень эффективной. Это было связано с тем, что, пребывая в той или иной стране, волей или неволей ребенок впитывал в себя основы языка, основы культуры. Он был погружен в ту среду, которую изучал. Человек видел окружающее, мог сделать определенные умозрительные выводы, заключения, а далее это вызывало интерес, большое количество вопросов. И если рядом находился преподаватель, то он мог дать достаточно адекватный, квалифицированный ответ на поставленный вопрос. Далее, получив основы естественных знаний, основы географии, лингвистики, теологии, философии, мог сориентироваться и выбрать наиболее интересное для себя направление. Жизненная система, старая и... забытая.
Войны конца XIX - XX веков, ужесточение социальных условий и норм поведения в обществе сделали путешествия затруднительными и, соответственно, получение образования подобным путем, непозволительной роскошью. Развитие разведки и контрразведки, более жесткий прагматизм вывели за грань возможного систему образования в процессе путешествий в военное время. Соответственно, люди стали искать другие пути. Наиболее приемлемый и привычный - это путь этапного стандартного пятилетнего образования. Хороший путь, проверенный, дающий неплохие результаты, но... имеющий огромные недостатки в плане потери времени, отрыва от реальных условий жизни. Например, человек недавно закончил вуз и оказался со вчерашними знаниями и навыками, которые были характерны для другого государственного образования, для других международно-политических и экономических условий. Столкнувшись с реальностью, он осознает, что загружен информацией уже "второго сорта". Нельзя сказать, что она вся неправильная, но большая ее часть оказывается балластом.
Возникает парадоксальная ситуация: сегодня мы учимся прошлыми знаниями работать в будущем!?
Есть общая академическая культура, и есть академические знания. Считать, что академические знания вечны, особенно в такой специфической области как безопасность, нельзя, они тоже устаревают.
В наше время есть разные формы, которые являются продолжением старых. Одна из них позволяет обучаться без отрыва от жизни, или, как раньше говорили "без отрыва от производства". Но не в плане заумного сна на занятиях или воздействия на подсознание с помощью технических новинок, которые можно применять в пути или в перерывах за чаем, а в плане непосредственного осознания интереса или важности получаемых знаний для выживания. Широкое академическое образование, которое принято у нас, на Западе считается непозволительной роскошью, то есть я учусь и буду знать то, за что мне платят деньги. А все остальное, в лучшем случае, будет ждать своего часа. Для получения знаний, нужно одно немаловажное условие - четко выраженная мотивация.
Ни один вуз не может дать знания человеку в полной мере. Мне это стало понятно, когда я закончил военное училище, поступил в Академию. Столкнувшись с различными житейскими трудностями, я понял, что ни один курс, как бы он ни назывался - специальный, академический, особый и т.п. -не дает знаний. Знания человек получает сам, если они ему нужны. Причем выживают только те, которые постоянно пополняются в процессе практики. Основой является самообразование.
Квинтэссенция знаний в достаточно сжатые временные сроки с опережающим моделированием - один из принципов преподавания в рамках Академии Международного Делового Сотрудничества (США) и образовательных центров Международной Контртеррористической Тренинговой Ассоциации (Германия), открывших свои представительства в ряде Европейских стран, в том числе и России. В Украине организовано заочное дистанционное обучение. Преподавательский состав - это бывшие сотрудники спецслужб, имеющие огромный практический опыт работы как за рубежом, так и в своей стране. Получаемое здесь образование гибкое, текущее, поэтапное, без остановки, потому что необходима постоянная подпитка новейшей информацией. Сложно назвать человека грамотным специалистом, если он отказывается от появившейся возможности изучить чужой опыт. Если же он уже состоялся как специалист, то изучение работы сходных по задачам организаций своей страны или других государств может дать обширную пищу для размышления и повышения собственного профессионального уровня. И кроме всего прочего, собранные по всему миру любые иностранные методики должны быть осмыслены и адаптированы к своим условиям, к метналитету - тогда повышается эффективность работы и подготовки.
Преподавание в названных учебных заведениях ведется жестко, я бы даже сказал жестоко. Никто ничего не разжевывает. Хочешь научиться - сам бегай за преподавателем, инструктором, ищи, "копай". Обучение носит личностный характер. Формируется групповая или индивидуальная программа, исходя из базового уровня слушателя. Материал программы подается интенсивно в очной, курсовой, заочной или дистанционной форме обучения. В начале слушатель получает тесты, решает их, и, в зависимости от уровня решения поставленной задачи, ему дается дальнейший материал. Чем глубже слушатель отвечает на вопрос, тем больший материал он получает в последующем. Чем мельче он отвечает, чем меньше он знает - тем меньшую информацию он получает. Слушателю не дается академическая база до тех пор, пока он к ней не готов. Отсутствие его готовности является поводом для отстранения от занятий.
Эта система называется профессиональной многоуровневой подготовкой. На каждом уровне идет отсев: решается, выходит слушатель на следующий уровень или нет. И даже в рамках одного уровня вводится рейтинговая система, которая позволяет определить человека, который не готов по моральным, интеллектуальным, личностным качествам к восприятию информации. До этой информации его не допускают. Профессорско-преподавательский состав считает, что лучше быть более жестким и не допускать людей, мало подготовленных для этого, на определенный уровень, чем потом вместо диплома вручать справку "Прослушал курс...". Все обучение - это сплошной экзамен.
Как видите, серьезность отношения к проблеме безопасности возникает не тогда, когда ЭТО уже произошло и надо решать проблему со срочностью "до вчера", а на стадии подбора, обучения и воспитания своих кадров. В этом и будет ваш залог выживания в конкурентной борьбе. Решайте эту проблему сегодня, сейчас! Завтра, возможно, уже будет поздно.
Региональный координатор и международный инструктор МКТА, Эксперт АМДС США
Сергей Вахник
|